Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2022

Для того чтобы был допуск к ЕГЭ выпускникам 11 класса необходимо написать итоговое сочинение по литературе 11 класс 2022. Еще 7 лет назад итоговую аттестацию можно было пройти без сочинения. В настоящее время все поменялось и поэтому, старшеклассники стараются заранее подготовиться к новому тестированию.

Подготовка к итоговому сочинению

Подготовительный этап начинается с подачи заявки. Ее надо оформить за две недели до начала экзамена.

В 2021 году итоговое сочинение будет проводиться по всей России 1 декабря. Для учащихся, которые получат отрицательный результат или тех, кто по уважительной причине отсутствовал или не завершил написание сочинения в декабре, пройдет повторное тестирование. Дополнительные даты для итогового сочинения выбраны:

  • 2 февраля 2022 года;
  • 4 мая 2022 года.

Для дополнительного тестирования нужно также написать соответствующее заявление у администрации школы.

Ученики с ограниченными возможностями и инвалиды могут заменить сочинение на изложение. При этом темы и направления остаются неизменными.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2022

Какое время отводиться на итоговое сочинение

Для итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут. Инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями могут делать работу на 1,5 часа больше. Для этого должны быть соответствующие справки от врачей.

Что нельзя готовить на Новый год Тигра 2022

Условия выполнения работы

При написании сочинения разрешено использование толковых и орфографических словарей. Однако их нельзя приносить из дома. Также запрещена коммуникационная техника: смартфоны, планшеты, аппаратура, воспроизводящая аудио, фото и видео. Не разрешается пользоваться всевозможными заметками, личной литературой и т. п.

Если преподавателями будет замечено использование посторонних предметов, учащиеся удаляются из класса.

Как оценивается сочинение

С помощью этого экзамена оцениваются знания школьников по литературе. К сочинению предъявляют определенные требования:

  • текст не должен содержать меньше 250 слов;
  • также текст не может быть чужим;
  • не разрешается использование даже частично заимствованного текста.

Если членами комиссии будет замечен плагиат или сочинение будет неполным, рассчитывать на успешную сдачу экзамена невозможно.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс 2022

Формат итогового сочинения в 11 классе отличается от ЕГЭ. Учащиеся получают 5 тем для каждого направления. Они становятся известными за 15 минут до сочинения.

Лучше готовиться сразу к темам по нескольким направлениям. Может случиться так, что на экзамене темы по вашему любимому направлению окажутся слишком сложными.

Экзамен оценивается по пяти критериям, которые предполагают «зачет» или «незачет»:

Соответствие теме: Школьники должны придерживаться выбранной темы. Важно соотнести с тезисом и вывод и доказательства. Подмена понятий не разрешается.
Привлечение литературного материала: В сочинении необходим хотя бы один аргумент, который подтверждает ваше мнение. Он может быть взят из любого литературного произведения русской классики или мировой литературы. Можно даже написать развернутый аргумент, используя современные произведения, например, «Гарри Поттер» или «Голодные игры».
Композиция и логика рассуждения: Чтобы был зачет по этому критерию, лучше включить в сочинение 5 абзацев. В первом следует написать вступление, изложив тезис.

Во втором абзаце необходимо выразить свое мнение с использованием аргументов.

В качестве первого аргумента могут быть доказательство с микровыводом.

Второй аргумент можно использовать для доказательства или в качестве контраргумента.

В выводе должен содержаться итог рассуждений.

Логически построенное сочинение с абзацным членением обязательно получит «зачет».

Качество письменной речи: Если мысль в сочинении изложена ясно, то ставится «зачет». Если речевые ошибки не позволяют понимать смысл, то будет «незачет».
Грамотность: Если в 100 словах допущено свыше 5 грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок, то следует ожидать «незачет» по этому критерию. Использование орфографических словарей во время сочинения могут уменьшить количество ошибок. Надо учащимся помнить об этом.

Итак, как уже упоминалось выше, сочинение оценивается по 5 критериям. По ним можно получить «зачет» или «незачет».

Первые два критерия считаются основными. Если по одному из них «незачет», то сочинение тоже получает «незачет».

Для того, чтобы вся работа была оценена положительно, нужно получить «зачет» по двум первым критериям и «зачет» еще хотя бы по одному критерию.

Направления итогового сочинения на 2021-2022 годы

Первое направление звучит так: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».

Это направление позволяет выпускникам размышлять о дороге. Она может быть воображаемой, реальной или книжной.

Учащиеся могут написать о личных путешествиях или отразить впечатления других людей. Это могут быть дорожные приключения героев произведений, фантазийные перемещения во времени или пространстве. Можно отразить тему дороги из произведений искусства. Можно представить дорогу, как путь творческих поисков или научных исследований.

Осмысление дороги может быть, как конкретным, так и носить символический характер. Благодаря различным темам этого направления учащиеся могут порассуждать, как люди обретают духовный и практический опыт на своем жизненном пути, как они меняются и начинают лучше понимать себя и других людей.

Художественная, философская, психологическая, краеведческая и научная литература, а также публицистика, дневники, мемуары позволяют рассматривать путешествия, как важный способ познать действительность и внутренний мир человека.

Примерные темы сочинений:

  • Почему людям так нравится путешествовать?
  • Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
  • Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
  • Как найти смысл на жизненном пути?
  • Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
  • «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
  • «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
  • «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Следующее направление называется: «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Это направление нацеливает внимание учащихся на надежды и страхи, связанные с достижениями цивилизации.

Темы сочинений этого направления помогут поразмышлять учащимся о собственном опыте взаимодействия с новшествами технического прогресса и столкновении с экологическими проблемами. Выпускники смогут порассуждать о влиянии научно-технического прогресса на окружающий мир и человека.

Эти проблемы особенно остро звучат на фоне всемирной пандемии. Темы сочинений помогут подумать о плюсах и минусах цивилизации, о положительных и отрицательных сторонах развития технологий и о том, как достичь равновесия между материально-техническим прогрессом и духовными ценностями.

Философская, научная, публицистическая и мемуарная литература помогает раскрыть, как различные деятели науки и искусства, мыслители относятся к технологическому прогрессу и видят ли они пользу в нем. Также полезно прочтение художественных произведений с научными открытиями из жанров утопии, антиутопии или научной фантастики.

Возможные темы сочинений этого направления:

  • Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
  • Может ли прогресс навредить человеку?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
  • Могут ли технологии заменить учителя?
  • Как технологический прогресс отражается на природе?
  • Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Третье направление: «Преступление и наказание — вечная тема»

Это направление нацелено на осмысление учащимися «преступления» и «наказания», как социальных и нравственных явлений. Им предлагается соотнести их с такими современными понятиями, как: закон, совесть, стыд, ответственность и раскаяние.

Темы сочинений этого направления предполагают анализ и оценивание поступков человека с этической и правовой точек зрения. При рассуждении можно затрагивать вопросы ответственности за поступки и выбранный путь, а также вопросы, связанные с последствиями преступлений для общества и самих преступников. Можно касаться и проблем совести, муки и возмездия.

Возможные темы сочинений этого направления:

  • Чем страшен человек без совести?
  • Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
  • Что может толкнуть человека на преступление?
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
  • Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Старуха Изергиль» М.Горький

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Следующее направление звучит необычно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня».

При написании сочинения в данном направлении можно отразить свою точку зрения относительно различных видов искусств. Это может быть музыкальное произведение, спектакль, кинофильм, мультфильм или документальное кино.

В своих сочинениях учащиеся могут поделиться собственным мнением о значимом произведении. При этом мотивация может быть совершенно разной: схожесть мировоззренческих и психологических установок учащегося и автора, актуальность проблемы, совпадение с жизненным опытом выпускника показанных событий или сильное впечатление.

Высказывая свою точку зрения, выпускник может опираться на публицистические материалы, дневники, мемуары, сценарии, художественные тексты. В качестве аргументации могут быть и примеры из собственного осмысления личной жизни. Также в качестве аргументации можно использовать искусствоведческие труды ученых и критиков.

Возможные темы для сочинений этого направления:

  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Благодаря этому направлению выпускники могут порассуждать о таких понятиях, как общественная справедливость, личная гражданская ответственность, социальные пороки, счастье, долг и др. Также можно раскрыть тему помощи тем, кто столкнулся с жизненными проблемами и совершенствования государственного и общественного устройства.

Примерные темы сочинений:

  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизин
  • «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов

Если учащиеся будут в достаточной мере изучать возможные темы сочинений, готовить аргументы и тренироваться, то они без проблем сдадут этот экзамен.

Автор статьи
Позднякова Валерия
Журналист. Окончила МПУ – Московский политехнический университет. Кафедра "Журналистика и массовые коммуникации"
Написано статей
26

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: